ВРАЧЕБНОѣ НАСТАВЛЕНІѣ ПОДОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ УЕЗДА ГОРОДА ГАЙСИНА

Модератор: Музєєч

Відповісти
Аватар користувача
admin
Адміністратор сайту
Повідомлень: 579
З нами з: Сер жовтня 24, 2018 7:41 am
Контактна інформація:

ВРАЧЕБНОѣ НАСТАВЛЕНІѣ ПОДОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ УЕЗДА ГОРОДА ГАЙСИНА

Повідомлення: # 105Повідомлення admin
П'ят грудня 07, 2018 10:29 am

Зображення

Земская больница

ПРОСТОМУ НАРОДУ ПОДОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ, УЕЗДА ГАЙСИНА КАКЪ ПРЕДОХРАНЯТЪ СЕБЯ ОТЪ БОЛѣЗНЕЙ, И КАКЪ ЛѣЧИТЬ ИХЪ ПРОСТЫМИ СРЕДСТВАМИ, ВЪ ОТСУТСТВІЕ ВРАЧА.

ВВЕДЕНІЕ.

Мѣры для устраненія и пресѣченія болѣзней и ихъ послѣдствій, опредѣляются Медицинскою Полиціею. Вводить эти мѣры въ бытъ простонародный, чрезвычайно трудно: тутъ каждое наставленіе, несогласное съ убѣж-деніемъ, или выходящее изъ круга принятыхъ обыкно¬веній, встрѣчается съ подозрительностію, непріязненно и, или вовсе не исполняется, или исполняется неохотно, вяло.
По распоряженію Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, учреждены Комитеты Общественнаго Здравія, которыхъ цѣль, между прочимъ, состоитъ въ томъ, чтобы посред-ствомъ ближайшихъ къ народу Начальниковъ, а осо¬бенно приходскихъ Священниковъ, распространять здра¬выя понятія о причинахъ болѣзней и о способахъ къ ихъ предохраненію.
Подобныя понятія могутъ быть распространяемы и усвояемы народу только посредствомъ особенныхъ, въ духѣ народномъ написанныхъ совѣтовъ. Мысли въ подобныхъ совѣтахъ или наставленіяхъ излагаются такъ, чтобы простолюдинъ непремѣнно ихъ понялъ. Они должны быть крестьянамъ читаемы и вразумляемы не только самыми помѣщиками, или ихъ экономами, а по вѣдомству Государственныхъ Имуществъ и Окружными Начальниками и Старшинами; но и преимущественно приходскими Священниками. Священники собираютъ для сего прихожанъ своихъ, въ извѣстную пору, въ Церковь, читаютъ тутъ совѣты громко и внятно, увѣщевая и даже, подъ опасеніемъ гнѣва Божія, внушая мысль, что уклоняться отъ предлагаемыхъ наставленій и не упо-треблять испытанныхъ и извѣстныхъ предохранительныхъ и цѣлебныхъ пособій въ свою или ближныхъ своихъ пользу, по одному предразсудку, упрямству, недовѣрію или небрежности,-зпачитъ отягощать совѣсть свою тяжкимъ преступленіемъ, сопряженнымъ нерѣдко съ са¬мымъ человѣкоубійствомъ.
Предлагаемые нынѣ совѣты "О предохраненіи и лєченіи болезней между простымъ народомъ въ Западныхъ Губерніяхъ» состоятъ изъ двухъ раздѣловъ: Въ первомъ изложено все, что въ простонародномъ быту подаетъ поводъ къ болѣзни, съ поясненіемъ какъ избѣгать сихъ поводовъ. Во второмъ раздѣлѣ изложенъ деревенскій лечебникъ, или краткое и вразумительное описаніе болѣзней, по алфавитному порядку, и простѣйшихъ средствъ къ ихъ леченію, въ отсутствіе врача. Всѣ простонародныя названія умышленно оставлены здѣсь для удоб¬нѣйшаго опредѣленія, разузнанія и отысканія болѣзней и извѣстныхъ средствъ, по лѣчебнику.

РАЗДѢЛЪ 1-й.

ОТЪ ЧЕГО ПРОРИСХОДЯТ БОЛѢЗНИ И КАКЪ ИЗБѢГАТЬ ИХЪ.


§1

Болѣзни и увѣчья, которымъ крестьянинъ подвергается, проистекаютъ или изъ его образа жизни, или же отъ случайныхъ причинъ, въ связи съ крестьянскимъ бытомъ несостоящихъ. Къ первымъ отнесемъ тѣ, которыя могутъ развиться во время беременности, родовъ и кормленія грудью, при воспитаніи и содержаніи дѣтей, отъ устройства жилищъ, отъ качества и количества пищи, отъ свойства одежды, отъ неосторожности при обыкновенныхъ крестьянскихъ занятіяхъ, и наконецъ, отъ разныхъ вредныхъ обыкновеній, предразсудковъ и суевѣрій. Къ послѣднимъ болѣзни повальныя, заразительныя и прилипчивыя.

ГЛАВА 1-я.

ОБЪ ОБРАЗѢ ЖИЗНИ КРЕСТЬЯНИНА.

Въ отношеніи къ беременности, родамъ и кормленію
грудью.


§2

Какъ тяжекъ бытъ беременной крестьянки! Взгляните на неё: хозяйка въ избѣ-она, то и дѣло, носитъ дрова, воду; вынимаетъ тяжелые горшки изъ печи, мѣситъ хлѣбъ; въ жаркую пору жнетъ, помагаетъ укладывать возы съ снопами и сѣномъ. Частенько-и пьяный мужъ поколотитъ ее, пли сама пьяная, она на кермашахъ (деревенскихъ ярмаркахъ) подвергается толчкамъ и побоямъ постороннихъ! А приходитъ время разрѣшенія отъ бремени, у ней не всегда случается подъ рукою опытная повитуха; дѣло рожденія предоставляется силамъ природы и производится неловко, нерѣдко насильственно. Для мнимаго возстановленія силъ, почти каждой родильницѣ даютъ вредную троянку, т. е. грѣтое вино со смѣсью красной глины, мѣлу, перца и коровьяго масла. Отдохнуть послѣ родовъ нѣкогда, и родильница тотчасъ же принимается опять за тяжкую хозяйственную работу, принуждена будучи кормить, въ добавокъ, новорожденнаго грудью, и проводить надъ нимъ безсонныя ночи.
§ 3.
Удивительно ли послѣ этого, если такъ часто встрѣчаются выкидыши, мертворожденные, кровотеченія и опаденія матки; если здоровая, цвѣтущая женщина, послѣ родовъ становится хилою; если родившіяся дѣти хворы, чахнутъ и скоро умираютъ? А отвратить все это не такъ-то трудно; стоилобы только исполнять слѣдующія простыя правила:

Мужьямъ беременныхъ женъ не угнетать тяжкими и безпрерывными работами, а тѣмъ болѣе воздер¬живаться отъ побоевъ. Ежели побоями они не убиваютъ собственныхъ дѣтей еще въ утробѣ матери, то не менѣе того становятся первою причиною ихъ будущей слабости, нарѣкая потомъ не на себя, а на Бога, что наказалъ семью, больными дѣтьми.

Но и крестьянкамъ не забывать, что уже въ беременности можно разстроить будущее здоровье дѣтей предаваясь пьянству, излишнему напряженію силъ, неумѣренному и часто безразсудному кровопусканію и употребленію разныхъ лѣкарствъ и зелій отъ мацицы; что ежели крѣпость силъ и молодость превозмогаютъ иногда эти напасти, но чаще еще обнаруживаются худыя послѣдствія. Преимущественно нужно быть осторожною при первой беременности: первая неблагополучная беременность нерѣдко причиною хилости на всю жизнь, и женщина выкинувши однажды, выкидываетъ уже потомъ почти постоянно. Осторожность въ беременности никогда не можетъ быть излишнею; посему въ холодную пору не ходить на рѣку и не полоскать бѣлья босикомъ; въ гололедицу не выходить изъ избы безъ надобности; въ Церкви не стоять долго на колѣняхъ и не лежать кре¬стомъ, потому что тутъ слишкомъ напрягаются покровы живота и давится плодъ; не изнурять себя безмѣрнымъ постничаньемъ, тогда какъ въ беременности, женщинѣ необходимо усиленное питаніе: вѣдь въ тѣлѣ ребенокъ; усердно же Богу молиться можно и стоя пли сидя. Не таскаться также по шинкамъ, гдѣ особенно на деревенскихъ ярмаркахъ, могутъ случаться толчки и побои.

Предъ самыми родами, беременная, пли семья ея, должны условиться заранѣе съ извѣстною и опытною повитухою; когда же начнутся первые перехваты, беременной лежать болѣе въ постели, чѣмъ сидѣть и прохаживаться. Потугъ не вырабатывать пока не станутъ схватывать настоящія родовыя боли, безпрерывно повторяющіяся и идущія отъ поясницы къ промежности. Преждевременное выработываніе потугъ только изнуряетъ роженицу, родамъ не помагастъ, а напротивъ можетъ причинить кровотеченіе.

Если положеніе младенца необыкновенное, и повитуха сама не знаетъ что дѣлать; или еслибы случились обстоятельства грозящія опасностію, должно не¬медленно предувѣдомить о томъ Господскій Дворъ, или Сельскаго Старшину, и просить высылки акушерской помощи.

Послѣ родовъ дать родильницѣ отдохнуть и соснуть; но не дозволять спать долго, потому что можно истечь кровью. Любопытныхъ посѣтителей удалять: кромѣ безпокойства, они производятъ вредную для родильницы духоту. Троянку (§ 2) не давать: это вредный горячительной напитокъ, отъ котораго въ больномъ животѣ родильницы разжигается огонь, можетъ произойти опасная горячка и послѣдовать даже смерть.

Самимъ повитухамъ быть всегда трезвыми. При роженицѣ, онѣ не должны спѣшить отдѣленіемъ мѣста, или послѣда, чрезъ непомѣрное натягиваніе пуповины: мѣсто само отойдетъ. Не пугать также роженицъ неблагопріятными обстоятельствами родовъ.

Головка младенца, послѣ родовъ часто безо-бразная, принимаетъ исподоволь естественный видъ сама собою; безполезно, слѣдовательно, и чрезвычайно вредно обыкновеніе править головку новорожденнаго, которому симъ можно причинить родимецъ и смерть. Крайне также вредно обыкновеніе носить дѣтей зимою, въ первое, послѣ рожденія, воскресеніе, въ холодную Церковь для окрещенія, и сзывать послѣ того гостей къ себѣ на крестьбины. Участница угощенія, родильница нерѣдко приплачивается за эго, вмѣстѣ съ простуженнымъ ребенкомъ, и здоровьемъ и жизнію.

Когда послѣ благополучнаго рожденія, младенецъ обмытъ и слегка спеленать, родительница же отдохнула,—его должно приложить къ груди матери: сосаніе ускоряетъ притеченіе молока къ грудямъ и предупреждаетъ у родильницы молочную лихорадку; къ тому же. молозиво при послабляющемъ своемъ свойствѣ, полезно ребенку для очищенія первородныхъ кишечныхъ нечистотъ или смолы.

Помнить, что младенецъ, находясь 9 мѣсяцевъ, въ утробѣ матерней, привыкъ какъ-бы къ продолжительной теплой ваннѣ. Посему, и послѣ рожденія, частое купанье младенца въ чистой теплой водѣ, теплота и сонъ, столько же ему необходимы, какъ и кормленіе грудью. Не должно однако же возбуждать сна насильственнымъ образомъ посредствомъ купанья въ отварѣ маковыхъ го¬ловокъ, или непомѣрнаго качанія, или даже водки, которую даютъ ребенку выпить, все съ цѣлію, дабы онъ не кричалъ и заснулъ скорѣе. Этимъ возбуждается нерѣдко возпаленіе мозга, головная водяная болѣзнь и родимецъ. Вредно также обыкновеніе класть къ себѣ въ постель ребенка, потому что во снѣ мать легко можетъ задушитъ его.

Когда роды1 придутся лѣтомъ и кончились благополучно, родильница можетъ заняться легкою работою по хозяйству не ранѣе девятаго дня; въ противномъ случаѣ спѣшить опасно. Тоже должно сказать объ обрядѣ входа родильницы въ Церковь (впровадзенѣ) который по постановленію, не долженъ происходить ранѣе 40 дней.

Ребенка отлучать отъ груди послѣ 9, 10, 11 или 12-ти мѣсячнаго кормленія. Чѣмъ слабѣе ребенокъ, тѣмъ долѣе кормить его. Крайне вредно обыкновеніе поить груднаго ребенка, при недостаткѣ матерняго, слишкомъ густымъ коровьимъ или козьимъ молокомъ нс разжиженнымъ только водою или ромяиковымъ чаемъ, кормить его жеваною грубою пищею, карто¬фелемъ, ржанымъ чернымъ хлѣбомъ, ржаною затиркою. Ребенокъ будучи нс въ состояніи переваривать сей жирной, грубой пучащей пищи, получаетъ плеснявку или молочницу, боль живота, зеленый поносъ, кричитъ день и ночь и отъ крику получаетъ грыжу, или даже заходится. Обыкновенно лечатъ ребенка водкою и тѣмъ его добиваютъ,

Отлучивъ ребенка, выдоить грудь и обложитъ ее мягкимъ льнянымъ волокномъ, или еще лучше, если достать можно, хлопчатою бумагой; при чемъ женщина въ теченіи двухъ сутокъ, должна употреблять болѣе жидкую чѣмъ густую пищу. Симъ предупреждаются случающіеся часто, послѣ отлученія, болѣзненные и трудно заживающіе грудные нарывы.

Зубы прорѣзываются обыкновенно еще во время кормленія грудью: дѣти тогда почти всегда хвораютъ и наичаще потому, что слабы и зубкамъ не изъ чего образоваться. Природа силится въ семъ случаѣ извлечь то, что для образованія зубовъ нужно изъ костей самаго ребенка; но усилія иногда столь велики, что размягчаются даже кости, отъ того кривятся ножки и спинка, развивается головная водяная болѣзнь и дѣти умираютъ въ судорогахъ. Подобныя несчастія отвращаются отчасти приличнымъ содержаніемъ ребенка и употребленіемъ нѣкоторыхъ невинныхъ домашнихъ средствъ (См. Раздѣлъ 11. Зубы у дѣтей. Ан¬глійская болѣзнь.)

2. Въ отношеніи къ содержанію и воспитанію дѣтей.

§ 5.

Въ способѣ содержанія и воспитанія крестьянскихъ дѣтей, встрѣчаются не только зародыши будущихъ недуговъ (§ 4) но и непосредственные поводы къ бо¬лѣзнямъ, и даже къ самой смерти. Вотъ примѣры:
Впущенная въ избу собака, ища теплаго уголка, укладывается ночью въ дѣтскую колыбель, и задушаетъ ребенка.
Прожорливыя свиньи растерзываютъ и съѣдаютъ малыхъ дѣтей, оставленныхъ въ избѣ, или на дворѣ безъ присмотра, между тѣмъ какъ семья занята работою въ полѣ.
При тѣхъ же обстоятельствахъ, раздразненныя кошка или курица, у которой цыплята, бросаются ребенку въ лицо, и выцарапываютъ ИЛИ выбиваютъ ему глаза.
Таскаясь однѣ по садамъ и огородамъ, дѣти ѣдятъ неспѣлые ягоды крыжовника, смородины, вишни, яблоки, груши; или собираютъ вмѣсто маку и ѣдятъ сѣмена бѣлены, дурмана: все это производить, или сильнѣйшіе кровавые поносы, воспаленіе желудка и кишекъ или смертельное опьяненіе съ воспаленіемъ мозга.
Купаясь однѣ, безъ старшихъ, или купая лошадей, дѣти тонутъ не только въ рѣкахъ, озерахъ и прудахъ, но даже въ канавахъ, въ дождевыхъ лужахъ.
Очень часто дѣти падаютъ въ колодцы и тонутъ. Очень часто также, совершено здоровыя дѣти лѣтомъ вдругъ заболѣваютъ на головную боль съ горячкой: а эта головная боль начало преопаснаго воспаленія мозга, въ слѣдствіе напека непокрытой головки ребенка знойными солнечными лучами.

§ 6.

Всѣ эти поводы могутъ быть легко устранены слѣдующими простыми мѣрами:
1. Собакъ на ночь не впускать, если въ избѣ есть дѣти моложе трехъ лѣтъ.
2. Не оставлять молодыхъ дѣтей однихъ, со свиньями, кошками, и курицами, у которыхъ цыплята.
3. Наблюдать, чтобы дѣти неспѣлыхъ ягодъ и плодовъ не ѣли; а бѣлену и дурманъ, гдѣ начинаютъ рости, не допуская до цвѣтенія, вырывать съ кореньями.
4. Не дозволять дѣтямъ, чтобы купались, или ку¬пали лошадей, безъ просмотра старшихъ.
5. Если вблизи есть глубокія дождевыя лужи, непремѣнно огороживать ихъ; равнымъ образомъ и колодцевъ не оставлять безъ ограды, и выводить срубы нс ниже аршина надъ поверхностію земли.
6. Наблюдать и требовать, чтобы ребятишки лѣтомъ нс ходили но солнцу безъ шапочекъ (кантурковъ), или безъ соломенныхъ шляпъ, которыя крестьяне такъ мастерски плетутъ сами.
и 7. При тѣснотѣ въ избѣ, мужу съ женой быть въ супружескихъ сношеніяхъ своихъ осторожнѣе, чтобы дѣти чего нс подмѣтили: это можетъ портить нравственность и быть вреднымъ ихъ здоровью. Съ тою же цѣлію въ пастушки не назначать мальчика одного съ дѣвочкой, а только мальчиковъ съ мальчиками, или дѣвочекъ съ дѣвочками; или же посылать ихъ на пастбище вмѣстѣ со взрослыми.

Въ отношеніи къ устройству избъ,

§ 7.

Свѣтлое помѣщеніе и чистый воздухъ столь необходимы для здоровья, что безъ нихъ человѣкъ чахнетъ, и наконецъ гаснетъ какъ свѣча. А соединяетъ ли въ себѣ эти для условія курная, гнилая и темная изба, въ которой мѣстятся зимою и телята, и поросята и куры а иногда и хворая коровка или лошадь. Прибавимъ, что при такой тѣснотѣ и духотѣ въ курной избѣ, чтобы нс задохнуться отъ дыму необходимо во время топки отворить настежь избовыя двери и душникъ за печкой; что въ избѣ дѣлается отъ этого сквозная тяга воздуха и зимою воздухъ снизу студень; а сверху горячъ и удушливъ. Какъ-бы тѣло крестьянина закалено не было, невозможно, чтобы при такихъ обстоятельствахъ здоровье его оставалось цвѣтущимъ и онъ не подвергался простудѣ, т. е. горячкѣ съ насморкомъ, кашлемъ, колотьемъ въ ушахъ или въ боку; а также жабѣ, заушницѣ, воспаленію глазъ, ломотѣ, цынготному расположенію.

§ 8.

Нужно стараться, чтобы избы строились по крайней мѣрѣ въ два покоя на каждой половинѣ, а печи ставились съ духовыми оборотами и съ трубами. Впрочемъ спра¬ведливость заставляетъ замѣтить, что устройство трубныхъ печей, при той тѣснотѣ, какая нынѣ господствуетъ въ крестьянской избѣ, развила бы вѣроятно еще болѣе пагубныя болѣзни, отчасти предупреждаемыя дѣйствіемъ составныхъ частей дыма при двукратной ежедневной топкѣ.

§ 9.

Чтобы однакоже сколько нибудь уменьшить вредное вліяніе нынѣшнихъ черныхъ крестьянскихъ избъ, полезно наблюдать слѣдующія общія, удобоисполнимыя правила.
I. Новыя избы строить на мѣстахъ болѣе возвышенныхъ, не затопляемыхъ дождевою водою, и притомъ на подмуровкахъ (фундаментахъ), такъ, чтобы внутренній токъ приходился непремѣнно выше надворья.
2. Стѣны жилой избы рубить не короче 10-ти а не ниже 4-хъ аршинь.
3. Въ жилой избѣ устроивать не менѣе двухъ оконъ, каждое въ пять четвертей аршина вышиною и шириною. Одно изъ нихъ должно быть отворчатое.
и 4. Зимою домашней скотины и птицъ въ избѣ не держать: хорошій хозяинъ, имѣя теплые хлѣва, никогда не допуститъ, чтобы въ избѣ набирался пометъ и причинялъ гніеніемъ своимъ вредную и отвратительную духоту; а напротивъ того, будетъ требовать, чтобы хозяйка ежедневно избу выметала, токъ высыпала чистымъ пескомъ, и хоть однажды въ недѣлю промывала окна.

4. Въ отношеніи къ качеству пищи.

§ 10.

Чтобы судить въ какой степени пища крестьянина имѣетъ вліяніе не только на его здоровье, но и на самое развитіе тѣла, должно прежде описать стряпню его.
Здѣшній крестьянинъ обыкновенно ѣстъ три раза въ день. Утромъ часовъ въ пять, или шесть онъ обѣдаетъ: въ 11-мъ или 12-мъ часу полдничаетъ, а часу въ девятомъ вечеритъ.
Главная ѣда крестьянина: ржаной черный хлѣбъ и ежедневно двѣ похлебки—прѣсная, съ овощами или съ приваркомъ, т. с. мукою разныхъ яровыхъ хлѣбовъ, и кислая съ квашеной капустой, бураками или съ грибами. Онѣ приправляются то молокомъ, то окрасою (копчеными бараниною, свининою, разнымъ саломъ), въ очень небольшемъ количествѣ, только для вкуса.
Лѣтомъ, почти ежедневно холодникъ изъ пареной зелени, разведенной холоднымъ легкимъ квасомъ, посо¬ленной и забѣленной молокомъ. Мясо употребляется рѣдко, развѣ въ праздники. Каша или собственно размазня грешневая или ячная, равно прѣсныя грешневыя лепешки «бабки» принадлежатъ къ лакомствамъ. Соли употребляется мало. Для питья служитъ одна вода, а квасъ изъ ржаной муки принадлежность только самыхъ зажиточныхъ крестьянъ. На барщинѣ и въ до¬рогѣ крестьянинъ ѢСТЪ большею частію сухой хлѣбъ, печеный или вареный картофель и горохъ или бобы пареные. Толокно рѣдкость. Хотя послѣ введенія ак¬цизнаго положенія, употребленіе хлѣбнаго вина зна¬чительно уменьшилось; но все таки горѣлка пьется охотно всѣми, безъ различія возраста и пола, и кресть¬янинъ убѣжденъ, что опа составляетъ лекарство про¬тивъ каждой болѣзни, или собственно, онъ не вѣритъ лекарству въ которомъ нѣть водки.
Упомянутый черный ржаный хлѣбъ печется изъ муки берловой, т. е. смолотой изъ невѣяной ржи. Чистый вѣяный бѣлый хлѣбъ, употребляется только у самыхъ зажиточныхъ крестьянъ, для малыхъ дѣтей или по случаю свадьбъ, крестинъ, годовыхъ великихъ праздниковъ. Вмѣсто хлѣба употребляютъ индѣ и вареный сухой картофель. Часто крестьяне жнутъ, рожъ въ прозеленъ на зеленцовую крупу въ кашу, до которой они охотники. Нечего присовокуплять, что въ мѣстахъ, гдѣ занимаются рыболовствомъ, рыба свѣжая, сушеная и вя¬леная, равнымъ образомъ и грибы въ мѣстахъ лѣсистыхъ,
составляютъ немалое подспорье прочимъ припасамъ. Яйца же, и почти весь приплодъ отъ домашней скотины и птицы, продается на соль, желѣзо, ВОДКУ и другіе предметы, и слѣдовательно почти вовсе не употребляются.
Окончательно должно сказать, что крестьянинъ вообще ѣстъ чрезвычайно медленно и жуетъ много, и симъ нѣкоторымъ образомъ, смягчаетъ грубость своей пищы.

§ 11.

Съ Марта (часто и ранѣе) до самой жатвы крестьяне обыкновенно пользуются пищею болѣе скудною, смотря по степени скудности; время это называется легкою или тяжелою весною. Къ невѣянной ржи прибавляютъ тогда еще равное, если не двойное, количество разной мякины, или муки изъ высушенныхъ въ печи листьевъ папоротника, копытника, вереска, разныхъ лѣсныхъ и торфяныхъ мховъ, березовой коры, кореньевъ: пырейника, водянаго шильника, водяной змѣйки или бобовника, бѣлыхъ и желтыхъ кувшинчиковъ или водяныхъ лилій. Выпеченный сѣ такою примѣсью хлѣбъ—черепъ, мокровать, крошится и невкусенъ. Вмѣсто овощей и огородной зелени, собираютъ подъ общимъ названіемъ "лапепей" крапиву, спить, борщъ, лебеду, щавель и осотъ. Зелень эту парятъ въ ведрахъ и ушатахъ калеными каменьями, чтобы не отдавала сыростію, вымываютъ холодною водою, мелко крошутъ или рубятѣ ножами и варятъ съ водоіо—посоливъ, и если есть, помѣшавъ му ки или молока. Вблизи винокуренныхъ заводовь крестьяне пользуются весною еще бардой, которую они посоливъ и подогрѣвъ въ печи, ѣдятъ вмѣсто кислой похлѣбки.

§ 12.

Изъ сего начертанія видно, что крестьянинъ почти исключительно пользуется нищею растительною, малопи¬тательною а въ голодное время, сверхъ того чрезвычайно объемистою и съ вредною иногда примѣсью. Вотъ причина той малорослости народонаселенія, замѣтной въ нѣкоторыхъ мѣстахъ Западныхъ Губерній, того запоздалаго развитія женскаго пола—которыя озадачиваютъ постороннаго. При животахъ до невѣроятности раздутыхъ, трудно вообразить себѣ, чтобы до такой степени могли развиваться глисты; чтобы такъ часто и упорно господствовали поносы простой (вольность) натужный (цискавица) и кровавый (крвавка); чтобы такъ часто люди взрослые, даже пожилые мужики, жаловались на колику живота и особенно на желудочныя корчи, называя ихъ «малицею, подошедшею подъ сердце». Употребленіе грубой, малопитательной, растительной нищи причиною также золотушнаго расположенія почти всего народонаселенія, частыхъ лишаевъ, паршей, нарывовъ, язвъ, и — безъ всякаго сомнѣнія, колтуна, сего неразгаданнаго по нынѣ недуга, извѣстнаго почти исключительно только въ мѣ¬стахъ, составлявшихъ прежнюю Польшу. Тѣже самыя при¬чины, при недостаткѣ квашенныхъ огородныхъ овощей и при неизмѣнности мѣстоположенія, производятъ цынгу и если въ хлѣбѣ много рожковъ пли спорынь, то у людей обнаруживается и злая корча. Отравленіе грибами почти неслучаетея, вѣроятно потому, что употребляются одни извѣстные съѣдобные грибы. Случалось однакоже и тутъ отравленіе бѣлыми мухоморами вмѣсто бѣлыхъ сыроѣжекъ.

§ 13.

Чтобы уменьшить дурныя послѣдствія, которыя видимъ отъ малопитательности и худокачественности пищи, должно наблюдать и исполнять слѣдующія предосторожности и мѣры:
1. Зеленцовую крупу, какъ безполезное лакомство, не дѣлятъ вовсе. Таже самая рожь, когда выспѣетъ, даетъ здоровый, питательный хлѣбъ; между тѣмъ какъ въ видѣ зеленцовой каши, опа производитъ сильные и не всегда безопасные поносы.
2. Въ тѣ годы, когда въ ржи много рожковъ, для предупрежденія злой-корчи, непремѣнно отдѣлять ихъ всевозможными способами. Лучше всего провѣянную рожь вскруживать рѣшетами, при чемъ рожки всѣ собираются къ верху и снимаются пригоршнями.
3. Грибы собирать только тѣмъ, которые ихъ знаютъ, и не смѣшивать бѣлыхъ мухоморовъ съ бѣлыми сыроѣжками.
4. Въ голодное время, на весну, ни подъ какимъ видомъ не класть въ хлѣбъ листьевъ папоротника, острыхъ, тошноту возбуждающихъ листьевъ конытпика и жгучихъ кореньевъ водяной змѣйки или бобовника, отъ ко¬торыхъ, хотя бы прежде опаренныхъ и ополосканыхъ водою, всегда показываются натужные поносы.
5. Напротивъ того собирать и добавлять въ хлѣбъ коренья; растущаго въ множествѣ по полямъ пырейника или пырника; обильно растущей во многихъ, особенно песчанныхъ мѣстахъ, и очень здоровой песочной осоки
или турицы, такогоже водянаго шильника, водяныхъ лилій, кувшинчиковъ, и растущихъ на разныхъ деревь¬яхъ, преимущественно же на березѣ, омелу. Растенія сіи кромѣ пырника, не всѣмъ крестьянамъ извѣстны, а потому, должно народъ знакомить съ ними.
и 6. Разводить на огородахъ земляную грушу или бульбу, шишки которой, оставаясь на зиму подъ кустами, не портятся отъ морозу и весною могутъ быть употребляемы вмѣсто картофеля.

5. бъ отношеніи къ одежды и обуви.

§ 14

Одежда мало доставляетъ поводовъ къ заболѣванію. Крестьянинъ Западныхъ Губерній одѣвается, хоть не щегольски, но тепло, и достаточно защищенъ, въ разныя времена года, отъ холода и отъ сырости. Лѣтомъ онъ одѣвается даже слишкомъ тепло: нерѣдко видны на людяхъ сермяги изъ грубаго самодѣльнаго сукна, и полушубки или бѣлые нагольные тулупы, что можетъ быть происходитъ и отъ непостоянства климата, выраженнаго въ простонародной польской поговоркѣ:

До Свентого Духа
Не зржуцай кожуха,
А по Свентымъ Духу
Въ тымъ самымъ кожуху.


Но крестьянинъ грѣшить часто тѣмъ, что въ знойное лѣто, работая на солнцѣ безъ шапки, напекаетъ себѣ голову и подвергается воспаленію мозга; что ходя босикомъ въ сѣнокосѣ, легко можетъ быть укушенъ змѣею;
что въ знойный рабочій день ложится, въ одной рубашкѣ, животомъ на прохладной муравѣ, или въ холодкѣ на сквозномъ воздухѣ: а зимою въ одной же рубашкѣ и босикомъ, выскакиваетъ за надобностію изъ жаркой избы. Во всѣхъ сихъ случаяхъ, остужая испарину (крестьянинъ говоритъ, что его охватило вѣтромъ), онъ получаетъ то поносъ, то ломоту, простудный кашель, ко¬лотье въ ушахъ, воспаленіе легкихъ, горячку и т. п.

§ 15.

Говоря о крестьянской одеждѣ, кстати упомянуть о шапкахъ титанахъ, покупаемыхъ у жидовъ на толкучихъ рынкахъ, и о перинахъ и подушкахъ, переходящихъ въ деревняхъ изъ рукъ въ руки послѣ умершихъ. Какъ первыя обыкновенно передѣлываются изъ разнаго старья, а умершіе владѣльцы перинъ и подушекъ могли быть одержимы прилипчивыми и заразительными болѣзнями, го понятно, какъ симъ путемъ распространяются иногда колтунъ, парши, чесотка, венерическая болѣзнь, чахотка оспа, гнилая горячка и др.

§ 16.

Вотъ мѣры, какія нужно наблюдать, чтобы со стороны одѣянія люди не подвергались болѣзнямъ:
1. Му шинамъ безъ шапокъ пли шляпъ а дѣвкамъ безъ платковъ па головѣ, лѣтомъ на солнцѣ но работать.
2. Босикомъ въ сѣнокосъ», по лугамъ, а особенно около кустарниковъ, не ходить.
3. Лѣтомъ не ложиться животомъ на траву и притомъ въ одной рубашкѣ.
4. Гдѣ сквозной воздухъ, но ложиться отдыхать, а еще менѣе спать. Сквознымъ воздухомъ называется, когда въ какомъ либо строеніи, воздухь вѣетъ сквозь на-супротивъ открытыя двери или окна.
5). Выходя зимою, за надобностію, на дворъ, надѣвать тулупъ и какую нибудь обувь.
6. Если покупается на толкучемъ рынкѣ шапка, то смотрѣть, чтобы подкладка непремѣнно была новая. Со старою подкладкой не покупать, хоть бы шапка была вдвое дешевле.
7. Если куплены на толкучемъ рынкѣ поношенныя штаны, то передъ употребленіемъ ихъ непремѣнно вымыть въ щелокѣ пли выпарить въ кипяткѣ.
и 8. Купленныя перины и подушки, распаривать; перья высыпать въ чистыя мѣшки, затоплять на нѣсколько дней въ проточную воду, и потомъ, когда вода стечетъ, ихъ вновь высушивать въ печи, на вольномъ духу. Наволоки же стирать въ щелокѣ или съ мыломъ.

6. Въ отношеніи къ неосторожности при обыкновенныхъ крестьянскихъ занятіяхъ.

§ 17.

Въ быту крестьянскомъ часто случаются увѣчья и болѣзни, происходящія единственно отъ врожденной людямъ неосторожности при самыхъ обыкновенныхъ сель¬скихъ работахъ и занятіяхъ. Какъ часто крестьянинъ, лѣнясь выгодно положить или взять бревно, полѣно, топоромъ разрубаетъ себѣ ногу, или отрубаетъ пальцы даже всю кисть ручную, или жнея, засмотрѣвшись,
разрѣзаетъ себѣ серпомъ жилы на рукѣ, а косарь подкашиваетъ ногу переднему товарищу. Раны отъ этого могутъ быть такъ сильны, что люди остаются изувѣченными на всю жизнь.
Взгляните также, какія непомѣрныя тяжести подымаютъ крестьяне и крестьянки, силясь надъ упавшимъ возомъ; или неся мѣшки съ тяжелою пшеницею, горохомъ, рожью; или какъ мальчишки лѣтъ двѣнадцати, то молотятъ цѣпомъ, то орятъ цѣлый день, а дѣвчонки, еще моложе ихъ, няньчаютъ на рукахъ своихъ меньшихъ ссстръ и братьевъ. Отъ такихъ и подобныхъ усилій причиняются неизлечимыя грыжи (килы или порушенія въ пахвииѣ) нестерпимая поясничная боль (порушеніе въ крыжѣ), опаденіе матки (порушеніе мацицы) и опасное кровохарканіе.
Отъ верховой ѣзды на некованныхъ лошадяхъ, и даже отъ одной неосторожной ходьбы въ гололедицу; отъ худаго устройства подмостковъ, при крестьянскихъ постройкахъ; наконецъ отъ лазенья по высокимъ деревьямъ за птичьими гнѣздами, и т. п. крестьяне, упадая на землю, вывихиваютъ себѣ члены, ломятъ кости, под¬вергаются смертельнымъ ушибамъ.
Въ селеніяхъ, положенныхъ на берегу рѣкъ или озеръ, почти ежегодно случаются утопленники, единственно изъ хвастливаго молодечества при переходѣ чрезъ топкій ледъ, или при переправѣ на челнокахъ въ ледоходъ.
Находясь въ жаркой банѣ, пли на винокуренномъ заводѣ, люди нерѣдко опариваются паромъ или кипячею бардою.
Зимою хмѣльные ѣдутъ съ возами въ сильный морозъ или въ мятель, и спять; а сонъ въ сильный морозъ—это вѣрная смерть, отъ которой можно спасти себя только бодрствованіемъ и движеніемъ. Отмораживаютъ себѣ также ноги, лѣнясь встать съ воза, чтобы пройтиться пѣшкомъ.
И обращеніе съ домашними животными служитъ нерѣдко поводомъ къ разнымъ болѣзнямъ, даже смерти ( § 5.) Доеніе коровы, одержимой Сибирскою язвою, или сдираніе шкуры, съ такой же палой скотины, можетъ причинить огненный вередь пли карбункулъ; больная собака можетъ укусить хозяина и сообщить водобоязнь; испугавшееся стадо рогатаго скота, напасть на собственнаго пастуха и прободать его до смерти; свинья разсердившись, искалѣчить своими клыками; лошадь лягнуть и подковами причинить пресильные ушибы; даже пчелы, при случаѣ, могутъ искусать человѣка до полу-смерти.

§ 18.

Всѣ сіи случаи могутъ быть избѣгаемы одною осмотрительностію: человѣкъ осторожный ни когда имъ не подвергается. При всемъ томъ, не мѣшаетъ припоминать молодымъ парнямъ и дѣвкамъ слѣдующія правила:
1. Съ острыми домашними орудіями, какъ то: топорами, ножами, серпами и косами всегда обращаться осторожно, и никогда ИМИ не шалить.
2. Бабамъ и дѣвкамъ тяжелыхъ возовъ не подымать, и мѣшковъ съ хлѣбомъ не носить; дѣтей только пріучивать къ сохѣ, но не заставлять орять цѣлый день; дѣтямъ дѣтей на рукахъ не няньчить.
3. Въ гололедицу на некованныхъ лошадяхъ не ѣздить, и ходить осторожно; подмостки при постройкахъ всегда строить прочно и съ широкимъ ходомъ; а за лазенье на деревья по гнѣзда, дѣтей наказывать розгами,
4. По тонкому льду не ходить и не бѣгать; а въ ледоходъ чрезъ рѣки не переправляться — помня пословицу «береженаго Богь бережетъ»
5. Въ морозъ дорогою не спать, а идти за возомъ пѣшкомъ; ознобивщи же тѣло, тотчасъ оттирать снѣгомъ а нс грѣться въ избѣ около печи. Если человѣка застигнетъ сильная мятель и онъ сбился съ дороги, то лучше оста¬новиться, выпрячь лошадь, и укрыться за возомъ. Человѣка занесетъ снѣгомъ: но боятся сего нечего: подъ снѣгомъ будетъ теплѣе, чѣмъ на открытомъ воздухѣ, и занесенный останется живъ, и развѣ отморозитъ себѣ пальцы.
6. Въ баняхъ противу каменокъ, когда поддается паръ, и въ винокуренныхъ заводахъ противу выпускаемой горячей барды, не становиться.
7. Во время свирѣпствованія Сибирской язвы, коровъ не доить, говядины отъ больной скотины не ѣсть, шкуръ съ палой скотины не сдирать, и тѣлъ голыми руками не оттаскивать
Сибирская язна (язва) или Карбункулъ у домашняго скота узнается но опухолямъ и желвякамъ на тѣлѣ, переходящимъ въ Антоновъ огонь, но кровянистой пѣнѣ изъ носа и рта, но крови изъ задняго прохода и мочею, и по скорой смерти—найдалѣе въ девятый день.
Собакъ и кошекъ, укушенныхъ бѣшеными собаками или волкомъ, не полагаясь на деревенское леченіе, убивать непремѣнно.
8. Если стадо крупнаго рогатаго скота, испугав¬шись чего либо (напр. волка) кинется на пастуха, онъ долженъ снять съ себя скорѣе верхнюю одежду полушубокъ или сѣрмягу, и бросить скотинѣ, которая тотчасъ примется бодать одежду, а пастуха оставить въ покоѣ.
9. Ко злой свиньѣ, безъ палки не подходить, а къ лягающей лошади подступать осторожно.
и 10. Къ пчеламъ, безъ покрова или сѣтки, не приближаться, и особенно когда отъ человѣка несетъ лошадинымъ потомъ, котораго пчелы не любятъ. Дѣ¬тямъ входъ въ пчельникъ запретить совершенно.

и 7. Въ отношеніи къ разнымъ обыкновеніямъ, предразсудкомъ и суевѣріямъ


§ 19.

Въ предъидущихъ статьяхъ мы видѣли, какъ люди заболѣваютъ отъ причинъ внѣшнихъ; но есть еще по¬воды, которые проистекаютъ изъ внутренней, духовной стороны человѣка, и къ которымъ должпо отнести разныя вредныя обыкновенія, предразсудки и суевѣрія ими нс только поддерживаются многія болѣзни, но и возбуждаются новыя, даже смертельныя.
Возьмите вотъ хоть перваго заболѣвшаго кресть¬янина. Ему бы надобно лечь въ постель, отдохнуть, попить теплой бузины, да попоститься; а если это не поможетъ, по просить гдѣ слѣдуетъ врачебной помощи. Такъ нѣтъ! дѣлаютъ совершенно противное: велятъ ходить — чтобы больной не разлежался; Ѣсть — чтобы не ослабѣлъ; пить водку—чтобы силъ набрался; а главное — не связываться съ лекаремъ! Такой-же пастухъ, жидъ или баба—лечатъ гораздо надежнѣе, хоть и не учитель!! А забываютъ, что разломаннаго обуха сапожнику не направить!
Эта недовѣрчивость къ врачу отъ части объясня¬ется другимъ предубѣжденіемъ, именно, что отъ него какъ отъ ученаго, простой человѣкъ всегда ждетъ чего то чудеснаго. А какъ, на бѣду, врачъ чудесъ дѣлать не можетъ, и лекарства его нс вылечиваютъ вдругъ — чего именно въ деревнѣ требуется; то все прописанное, скольбы полезно ни было, тотчасъ же теряетъ къ себѣ довѣ¬ренность и бросается. Недовѣрчивость эта поддержи¬вается много тѣмъ, что къ помощи врача прибѣгаютъ обыкновенно, когда больной прошелъ уже всѣ мытар¬ства, и нѣтъ другой надежды къ его спасенію: онъ умираетъ, а врача обвиняютъ, что его не вылечилъ.
Кромѣ врача, простой народъ чрезвычайно недовѣряетъ больницамъ и госпиталямъ, и боится нарывнаго пластыря или везикаторіи: каждый предубѣжденъ, что въ больницѣ надобно умереть, а отъ мушки сдѣлается хуже. Любятъ же, напротивъ, отворять себѣ ежегодно, въ извѣстную пору, кровь: давать больнымъ водку съ перцомъ и солью и вѣрятъ въ разныя куренія. А между тѣмъ, больницы — это благодѣтельные пріюты, въ ко¬торыхъ придумано все возможное, чтобы больному воз-вратить потерянное здоровье и умираютъ тамъ только тѣ которыхъ, уже ни что спасти не можетъ; мушка или нарывной пластеръ — средство самое невинное, которымъ только оттягивается къ наружи внутренній жарь съ болью. Напротивъ же того, кровопусканіе безъ надобности дѣлаемое, лишая человѣка драгоцѣннѣйшей жидкости, отъ которой зависитъ ростъ, сила и полнота тѣла, дѣлаетъ его склоннымъ къ водяной, а иногда прежде временно доводить до гроба; водка съ перцемъ или солью, данная въ воспаленіи желудка и кишекъ, составляетъ настоящій ядъ; а куренія—если въ составъ ихъ входитъ бѣлена, дурмань, живая ртуть, киноварь—непремѣнно скорѣе повредятъ, чѣмъ помогутъ.

§ 20.

Такія и имъ подобныя предубѣжденія и предразсудки, вкоренившіеся въ понятіяхъ народа, еще болѣе усили¬ваются отзывами кровопусковъ и знахарей, именуемыхъ тутъ пышнымъ именемъ доктора! Если кровопускъ (рудометъ) которому приказано отворить кровь, случайно не попадетъ въ жилу, онъ чтобы не уронпть своей славы, тотчасъ Объявляетъ, что кровь уже не идетъ, и потому надобно умереть непремѣнно. Знахарь же, приведенъ будучи къ больному не хотѣвшему послушаться настоящаго врача, объявляетъ торжественно, что надобно было послать за нимъ ранѣе, а теперь—допомочь уже не можно; или что больнаго сглазили (урѣкли) околдовали, (зачаровали) что онъ навожденъ и опутанъ, словомъ—что у него порча. А порчею называютъ сильный вредъ, бѣлую горячку, сумашествіе, родимецъ, столбнякъ отъ испуга, падучую болѣзнь, судорожную дрожь, лунатизмъ и многіе другіе преимущественно нервные недуги.

§ 21

Вредны людямъ и противны закономъ, также, хороненіе покойниковъ ранѣе трехъ сутокъ, и боязнь снимать повѣсившихся.
Въ деревняхъ хоронятъ покойниковъ почти непосредственно послѣ смерти, и притомъ и иногда безъ священника, на ближнемъ могильникѣ, пославши въ приходскую церковь только объявить о смерти, и давши денегъ на позвонное (благовѣсть). Чаще всего это дѣ¬лается съ дѣтьми: крестьяне объясняются—что похороны съ ксендзомъ слишкомъ дороги! Но при такой поспѣшности погребенія, могутъ быть схоропяемы люди не умершіе, а только находящіеся въ состояніи омертвенія, или въ продолжительномъ обморокѣ (мнимо умершіе) на пр: свѣжеутонувшіе, угорѣвшіе отъ чада, налимью водкой (опоенные виномъ) зашедшіяся дѣти, и. т. и. а вѣдь это настоящее смертоубійство. И каково же тѣмъ, которые изъ обморока очнутся подъ землею?!
Равнымъ образомъ грѣшна у крестьянъ боязнь сниманія съ веревки повѣсившихся. Нашедши повѣсившагося, почему бы нс снять его тотчасъ? Вѣдь другой могъ по¬вѣситься только что предъ вашимъ приходомъ и снявши его вы, при поданіи соотвѣтственной помощи (Раздѣлъ II. мнимая смерть, Глава VII Ст. 4) моглибы спасти человѣка. Всякъ-бы васъ похвалилъ за это.

§ 22.

А вотъ образчики и послѣдствій неосновательнаго суевѣрія! Унылые ночные крики совиные, стопы ласицы въ пустыхъ строеніяхъ, баняхъ, погребахъ и ямахъ,
блуждающіе огни на болотахъ и кладбищахъ, принимаясь за дурныя предзнаменованія, за стоны и даже за самое явленіе покойниковъ, могутъ причинить преопасные испуги, особенно у дѣтей и у беременныхъ. Равнымъ об¬разомъ опасно и вѣрованіе въ сновидѣнія и въ гаданіе. Сны бываютъ только тогда, когда человѣкъ спитъ не крѣпко, отъ неловкаго ли лежанія, или отъ обремененнаго пищею желудка. Кто крѣпко спитъ, тому никогда ничего не снится, или же снится только на просонкахъ. Какъ же хотѣть, чтобы сонъ тутъ что-либо значилъ? При всемъ томъ встрѣчаются люди, дурачащіе, будто умѣютъ раз¬гадывать сны, что умѣютъ даже ворожить на-руку, надъ водою, бобами, и предъугадывать будущность. Будущность эта предсказывается ими хорошая или дурная, смотря но подарку, который ожидается; а между тѣмъ дурное предсказаніе возбуждаетъ въ легковѣрномъ боязнь, опасеніе, а иногда дѣйствительно ведетъ его къ тому, что было предсказано, т. е. къ болѣзни или смерти.

§ 23.

Къ предразсудкамъ, нѣкоторымъ образомъ, отнести должно тревогу, которую простой народъ ощущаетъ во время грозы. Гроза, какъ и дождь лѣтомъ, явленіе самое обыкновенное, благодатное для нашихъ урожаевъ, и бояться ея нечего, если только соблюдаются извѣстныя предосторожности (§ 25). Къ несчастію однакоже, вмѣсто благоразумной и спасительной осторожности, берутся за разные суевѣрные обряды. Чуть грянетъ громъ, хозяйка скорѣе выбрасываетъ, чрезъ отворяемое окно, кочергу и помело; или окуриваетъ избу травами и т. и.

§ 24.

Всѣ сіи обыкновенія, предразсудки и суевѣрія, какъ проистекающіе изъ ложныхъ понятій, должны быть искореняемы убѣжденіями Святой Вѣры; вразумительнымъ объясненіемъ естественныхъ причинъ тѣхъ явленій, ко¬торыя крестьянину кажутся непонятными; внушеніемъ разумной осторожности, вмѣсто прежней тревожной боязни. Съ таковою цѣлію учить людей:
1. Болѣзней не запускать, но помощи искать не у бабъ и ложныхъ докторовъ, а у настоящихъ врачей, которыхъ слушаться съ довѣренностію, и исполнять все, что прикажутъ. А что благовременное поданіе врачебной помощи чрезвычайно важно, доказывается жалкими послѣдствіями, которыя видимъ, когда помощи требуемо не было; послѣдствія, которыя, состоя изъ тяжкихъ и продолжительныхъ недуговъ, рѣдко могутъ быть лечимы простыми средствами, дѣлаютъ крестьянина неспособ-нымъ къ хозяйственнымъ занятіямъ, и часто убиваютъ его въ цвѣтѣ возраста. Къ болѣзнямъ такимъ относятся: послѣ воспаленія легкихъ и колотья въ боку—нарывъ и водяная въ груди, одышка и чахоточный кашель; послѣ воспаленія глазъ—слѣпота отъ бѣльма или отъ глазнаго
нарыва; послѣ ломоты и колотья въ ушахъ—опухоль и сведеніе членовъ, глухота, и ми. др.
2. Не вѣрить и не ожидать, чтобы каждое лекарство помогло немедленно; а знать, что лекарство помогаетъ часто тогда только, когда исполняется и все прочее, что при немъ приказано.
3. Трунить надъ кровопусками, которые станутъ увѣрять будто кровь не идетъ. Не пойдетъ кровь только при неумѣніи отворить жилу; а пока человѣкъ живъ и дышетъ, кровь пойдетъ непремѣнно.
4. Болѣзней отъ порчи и отъ наитія не чистой силы, не существуетъ: всѣ онѣ зависятъ отъ естественъ пыхъ причинъ и исцѣляются врачебными средствами. Молиться, чтобы Господь даровалъ здравіе — похвально; но воображать, будто экзортою изгоняется нечистая сила и болѣзнь исцѣляется безъ врачебной помощи,—противно Святой Вѣрѣ и вредно.
5. Покойниковъ ранѣе трехъ дней нс хоронить и то еще смотрѣть тронулось ли тѣло, т. е. не начало ли оно портиться. А это потому, что пока тѣло не начнетъ портиться, нѣтъ вѣрныхъ знаковъ дѣйствительной смерти: бывали-же случаи, что люди оставались въ обморокѣ и почитались умершими, болѣе трехъ дней. (Раздѣлъ II. мнимая смерть.) Впрочемъ ежели смерть послѣдовала отъ гнилой и прилипчивой горячки, отъ оспы, кори, скарлатины, (горлянки), то можно, и не дожидаясь трехъ дней погребать тѣла, дабы не распространялась зараза между живыми; при этомъ сколько можно избѣгать непосредственнаго прикосновенія къ мертвому. Наконецъ— хоронить покойника, безъ совершенія надъ нимъ надлежащаго Христіанскаго обряда, грѣшно и предосудительно.
6. Души усопшихъ, и сами покойники стращать не могутъ; это пустыя бредни. Пусть каждый, вооружившись теплою Вѣрою въ благость Господню, тернѣливо и смѣло поищетъ причинъ разныхъ стоновъ,
криковъ, видѣній, и онъ вскорѣ убѣдится, что стращаютъ не покойники, а дурные люди или хищныя животныя, боящіяся деннаго свѣта; и что на кладбищахъ и болотахъ свѣтятся не души усопшихъ а какія то пары, выходящіе лѣтними ночами изъ земли, и воспламеняющіеся — чуть прикоснутся къ воздуху.( Паръ этотъ или Газъ-есть Фосфористый водородъ)
и 7. Толкованіе сновъ и ворожба—обманъ для выманки подарка и стращанія легковѣрныхъ, чтобы по¬томъ, по произволу—управлять ими.

§ 25.

Въ предосторожность же отъ грозы, наблюдать слѣдующія правила.
1. Когда надходитъ гроза, погасить на очагѣ огонь и закрыть трубу (если опа есть), потому, что громъ часто бьетъ въ трубы, которые дымятся и слѣдовательно открыты.
2. Громъ бьетъ часто и въ высокія деревья, и потому оть грозы подъ ними не укрываться.
3. Въ дорогѣ, отъ грозы не убѣгать и лошадей нс гнать. Сильная тяга воздуха, отъ сего происходящая, привлекаетъ громовые удары. Лучше промокнуть, нежели подвергнуться опасности быть убиту.
4. На ровномъ нолѣ, ежели кто боится, пусть лучше ляжетъ на землю, но не прячется подъ копы хлѣба или въ стоги сѣна.
5. На высокихъ мѣстахъ, гдѣ сильный вѣтеръ, не останавливаться.
6. Съ приближеніемъ грозы, сквозныя двери и окна въ строеніяхъ запирать непремѣнно.
и 7. Если же, при всей осторожности, поразило кого громомъ, пораженнаго не почитать убитымъ, а на¬противъ, тотчасъ раздѣть, и употреблять всѣ средства къ его оживленію.

ГЛАВА 2.

О появленіи такихъ болѣзней, которыя въ связи съ крестьянскимъ бытомъ не состоятъ.

§ 26.

Выше описанные случаи проистекаютъ, какъ мы видѣли, болѣе или менѣе изъ самаго быта крестьянъ, и съ нимъ тѣсно связаны. Но иногда крестьянинъ, подвергается болѣзнямъ невольнымъ, сообщаемымъ ему чрезъ воздухъ, вещи или посторонними людьми. Къ таковымъ болѣзнямъ принадлежатъ преимущественно: натуральная оспа, корь (одра, скарлатина, горлянка), холера, а также гнилыя горячки, съ пятнами, кровавыя поносы и лихорадка—когда они обнаружились одновременно у многихъ людей вдругъ. Предупредить заболѣваніе, когда болѣзни эти уже господствуютъ, чрезвычайно трудно, и мѣры предосторожности не всегда удаются. Но все таки, въ предупрежденіе дурныхъ послѣдствій, а особенно чрезвычайной смертности, сопровождающейся нѣкоторые изъ бичей сихъ, должно безропотно, усердно безъ малѣйшей потери времени дѣ-лать то, что предписано закономъ и указано опытомъ.

§ 27.

Но прежде чѣмъ приступимъ къ изложенію мѣръ, полѣзно ознакомить крестьянина, откуда и какимъ образомъ подобныя болѣзни къ нему заглядываютъ.
Натуральная оспа—болѣзнь заразительная для тѣхъ, которымъ не была привита предхранительная оспа или вакцина. Она не раждается сама собою а заносится людьми оттуда, гдѣ, уже господствуетъ. Корь (одра, скарлатина и горячка), болѣзни заразительныя и пре¬имущественно дѣтскія,—тоже заносятся людьми оттуда, гдѣ уже господствуютъ.
Холера, болѣзнь заразительная, преопасная, стран-ствующая но цѣлому свѣту съ мѣста на мѣсто, и сооб-щающаяся то воздухомъ, то людьми. Сильные и внезапные припадки, равно ужасная смертность ее сопровождающіе,—заставляли простой народъ подозрѣвать, будто людей отравляютъ; но это несправедливо и неосновательно. Болѣзнь эта въ первый разъ показалась у насъ въ 1831 году.
Гнилыя горячки съ пятнами, какъ мы видѣли (§ 4.) бываютъ всегда послѣдствіемъ дурнаго содержанія человѣка и гнилой осени. Но въ тѣсномъ мѣстѣ и при нечистотѣ, онѣ заразительны.
Причины происхожденія опасныхъ кровавыхъ поносовъ, мы видѣли также выше (§ 13. и 4.) При нечистотѣ и тѣснотѣ они заразительны. Наконецъ Лихорадка или тряска,—дѣлается обыкновенно отъ сырыхъ вечернихъ тумановъ, подымающихся изъ ближнихъ болотъ, луговъ, мочулъ—весною и осенью; а особенно, если при семъ случится еще простуда ногъ или живота. Опа не заразительна.

§ 28.

И такъ, мѣры, которыя надобно предпринимать къ предупрежденію и пресѣченію всѣхъ сихъ болѣзней, суть слѣдующія:
1. При появленіи которой нибудь изъ исчисленныхъ болѣзней, или при появленіи сильной какой либо болѣзни на нѣсколькихъ людяхъ разомъ, хозяева, безъ малѣйшей потери времени, доносятъ въ помѣщичьихъ имѣніяхъ господскому двору, а въ селеніяхъ Государ¬ственныхъ Имуществъ сельскому старшинѣ для увѣдо¬мленія о томъ Комитетовъ Общественнаго здравія. Между тѣмъ, не дожидаясь распоряженія Начальства, очищаютъ у себя избы, освѣжаютъ въ нихъ воздухъ, размѣщаютъ семью такъ, чтобы не было тѣсно, постороннихъ къ себѣ въ гости не принимаютъ, да и сами пусть изъ дому не выходятъ.
2. Если присланный врачъ объявитъ, что болѣзнь прилипчива и заразителна, то для отдѣленія больныхъ отъ здоровыхъ отводить особые домы. Для сего избирать избы по жеребью; всѣхъ здоровыхъ оттуда пере¬мѣщать въ другіе домы, а съ міра снесть необходимую для больныхъ посуду и подстилку и назначить прислугу, наблюдая, чтобы въ избѣ было чисто и тепло.
3. Каждому изъ крестьянъ селенія, а въ особенности, десятскимъ и сотскимъ безпрекословно исполнять
всѣ приказанія врача, и ходить по-очередно за лекарствами и за назначенною для больныхъ пищею.
1. Не тужить, что издержки на леченіе велики: лекарства, которыхъ въ деревнѣ нѣтъ, велѣно закономъ выписывать изъ ближайшихъ аптекъ для помѣщичьихъ крестьянъ на счетъ господскаго двора, а для Государственнхъ крестьянъ на счетъ казны.
2. Если покажется натуральная оспа, хотя бы только въ сосѣднихъ деревняхъ, то скорѣе прививать предохранительную оспу, у кого ея не было; о чемъ и просить господскій дворъ или сельскаго старшину.
6. Въ предупрежденіе лихорадокъ и поносовъ, бо¬сикомъ вечерами по мокрымъ болотистымъ мѣстамъ нс ходить; а на ночлеги при пасущихся лошадяхъ, одѣ¬ваться тепло и въ хорошую сухую обувь, огни раскладывать на мѣстахъ болѣе возвышенныхъ, и на голую землю, особенно животомъ, не ложиться.
7. Въ страдную пору (жатву и сѣнокосъ) спотѣдымъ—много холодной воды нс пить и не купаться; и тоже животомъ въ одной рубашкѣ на землѣ не лежать.
и 8. Когда покажется горлянка (скарлатина,) (одра) и (корь), дѣтей держать постоянно въ теплой избѣ, не выносить па дворъ, не давать въ питье студеной воды, вмѣсто которой пусть пьетъ тепловатую ромашку, бу¬зину или липовый цвѣтъ. Отъ несоблюденія сего правила, дѣти въ горлянкѣ могутъ опухнуть и умереть даже тогда, когда болѣзнь по видимому миновалась.
Къ болѣзнямъ, сходствующимъ съ предъидущими, но нетребующимъ столь большихъ предосторожностей, должно причислить повальный коклюшъ, и прилипчивую чесотку.
Коклюшъ, нападая преимущественно на дѣтей, мучитъ ихъ иногда мѣсяца по полтора и болѣе, и нс столько страшенъ, сколько утомителенъ судорожнымъ своимъ кашлемъ, отъ котораго дѣти достаютъ часто грыжи, и даже заходятся, т. е. отъ прилива крови къ головѣ и легкимъ замираютъ. Не только въ предупрежденіе коклюша, по и во время появленія его, должно беречь дѣтей отъ вечерней прохлады, сырой погоды и сквознаго воздуха: это вмѣстѣ составляетъ и леченіе
коклюша, потому что онъ почти всегда проходитъ самъ собою, а особенно, если больной ребенокъ перевезенъ будетъ въ другое мѣсто.
Чесотка сильно распространена между жидами, и отъ нихъ обыкновенно переходить къ крестьянамъ; а потому она предупреждается лучше всего тѣмъ, когда не имѣешь никакихъ сношеній съ жидами, не покупаешь отъ нихъ старой одежды (§ 15) и не спишь на ихъ постели.

примѣчаніе. Въ сей Памятной Книжкѣ помѣщена только часть наставленія простому пароду.

Відповісти

Повернутись до “Медицина на Гайсинщині”